Статья 464 УПК РФ. Отказ в выдаче лица

Текст статьи

1. Выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением .

2. В выдаче лица может быть отказано, если:
1) пункт утратил силу с 22 декабря 2009 года - Федеральный закон от 17 декабря 2009 года N 324-ФЗ;
2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

3. Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.

Комментарий к статье 464 УПК РФ

1. Комментируемая статья содержит основания, по которым в выдаче лица для осуществления уголовного преследования на территории иностранного государства должно быть отказано (ч. 1) или может быть отказано (ч. 2).

2. Если лицо является гражданином РФ, то оно не может быть выдано иностранному государству для осуществления уголовного преследования ни при каких обстоятельствах. Данное правило, признанное мировым сообществом, нашло свое непосредственное закрепление в Конституции РФ, где в ч. 1 ст. 61 установлено, что гражданин России не может быть выдан другому государству.

3. Согласно ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. гражданство определяется в момент принятия решения о выдаче. Однако если требуемое лицо вначале признается в качестве гражданина запрашиваемой Стороны с момента принятия решения и до момента намечаемой передачи, то запрашиваемая сторона может воспользоваться положением, предоставляющим право отказать в выдаче своего гражданина.

4. Если гражданин РФ совершил деяние на территории другой страны, а затем прибыл в Россию, то вопрос о его уголовном преследовании разрешается в рамках исполнения запроса об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на российской территории (ст. 459 УПК РФ).

5. При решении вопроса о выдаче лица для осуществления в отношении него уголовного преследования в другом государстве суд не вправе выходить за пределы своих полномочий и признавать лицо гражданином РФ по рождению.

6. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем, не может быть выдано государству, гражданином которого оно является, до рассмотрения его ходатайства в установленном порядке.

7. Если лицу было отказано в предоставлении статуса беженца, а лицо обжаловало данное решение, то решение о выдаче суд не принимает вплоть до завершения процедуры рассмотрения данной жалобы.

8. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

9. В ст. 3 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. установлено, что выдача не производится, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. То же правило применяется и в том случае, если запрашиваемая Сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению данного лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

10. Согласно ст. 10 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. выдача не осуществляется в тех случаях, когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающей или запрашиваемой Стороны не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности.

11. Вступившие в отношении лица на территории РФ приговор или постановление о прекращении уголовного дела за то же самое деяние вызывают использование правила «non bis in idem», согласно которому никто не может быть наказан дважды за одно и то же деяние. Согласно ст. 9 Европейской конвенции выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемой Стороны вынесли в отношении лица окончательное решение. Так, в выдаче может быть отказано, если компетентные органы запрашиваемой Стороны вынесли решение не осуществлять или прекратить судебное преследование в отношении того же преступления либо преступлений.

12. Препятствие в выдаче может иметь место в тех случаях, когда лицо обладает иммунитетом против осуществления в отношении него уголовного преследования (например, Президент РФ) или когда не было получено согласие на возбуждение уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ. Иные случаи отказа могут быть установлены в международных договорах РФ.

13. Основание для отказа в выдаче, указанное в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, имеет место в случаях, когда совершенное лицом деяние не является преступлением в соответствии с УК РФ.

14. В ч. 2 комментируемой статьи установлены основания, при наличии которых Российская Федерация имеет право отказать в выдаче лица для осуществления уголовного преследования, однако при определенных обстоятельствах может и произвести его выдачу.

15. Лицо может быть не выдано в иностранное государство, если оно совершило преступление на территории России или за пределами ее территории, но против интересов государства. В этом случае уголовное преследование осуществляется в общем порядке, а материалы, подтверждающие совершение лицом иных преступлений, направляются в Россию по правилам ст. 458 УПК РФ.

16. Отказ в выдаче может иметь место в тех случаях, когда в отношении лица на момент получения запроса в России осуществляется уголовное преследование, т.е. когда в отношении него возбуждено уголовное дело, оно признано подозреваемым или привлечено в качестве обвиняемого.

17. Уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

18. В ст. 11 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. установлено, что в случае, когда преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей Стороны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой Стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая Сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая Сторона считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.

19. Лицо не подлежит выдаче другому государству, если имеются основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто пыткам, бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

20. При отказе в выдаче лица Генеральная прокуратура РФ направляет в компетентные органы иностранного государства письменное уведомление об отказе, в котором указывает конкретное основание отказа, а также те обстоятельства, которые подтверждают наличие того либо иного основания.

Другой комментарий к ст. 464 УПК РФ

1. Принятие в Российской Федерации либо в запрашивающем или ином государстве акта об амнистии, распространяющегося на преступление, в связи с совершением которого поступил запрос о выдаче, является основанием к отказу в выдаче в том случае, если это предусматривается международным договором Российской Федерации. Например, в соответствии со ст. 2 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года лицо не подлежит выдаче запрашивающему государству-участнику данного Протокола, если в третьем государстве, участвующем в Европейской конвенции о выдаче, по делу данного лица было вынесено окончательное судебное решение и применен акт об амнистии, освобождающий его от наказания в виде лишения свободы. Согласно ст. 4 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 года выдача в государство, являющееся участником указанного Протокола, не допускается, если в Российской Федерации в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, был принят акт об амнистии и Российская Федерация обладала компетенцией возбуждать уголовное преследование согласно ст. ст. 11, 12 УК.

________________
См.: О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. N 8. - [Электронный ресурс]. - М., 2012.

2. Одним из предусмотренных законом оснований отказа в выдаче может быть то обстоятельство, что запрос поступил на выдачу гражданина Российской Федерация. В этой связи необходимо четко знать, кто и с какого момента является гражданином Российской Федерация.

3. Согласно ст. 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имевшие на 1 июля 2002 года гражданство Российской Федерации, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

4. По общему правилу гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч.1 ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

5. Исходя из содержания ч.2 ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

6. Гражданство Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации или иным основным документом, содержащим указание на гражданство лица. Причем виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, могут быть определены только федеральным законом (ст. 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

7. Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" или международным договором Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

8. Условия и основания отказа в выдаче предусматриваются не только в УПК, иных законах, но и в международных договорах Российской Федерации.

9. Как следует из п.1 ст. 10 и п.4 ст. 12 Федерального закона "О беженцах", ст. ст. 32 и 33 Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, лицо, признанное беженцем или получившее временное убежище, в отношении которого Российской Федерацией получен запрос о выдаче, не может быть выдано запрашивающему государству, которое является государством гражданской принадлежности, обычного местожительства такого лица или любым иным государством, на территории которого имели место обстоятельства, послужившие основанием для предоставления лицу временного убежища или статуса беженца.

________________
См.: О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. N 8. - [Электронный ресурс]. - М., 2012.

10. Не допускается выдача лиц, которым предоставлено убежище в Российской Федерации, в связи с возможностью преследований в государстве, откуда поступил запрос, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

11. Временное и политическое убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства.

12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Причем решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

13. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

14. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

15. Лицо утрачивает временное убежище:
1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;
3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

16. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах";
3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 12).

17. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (п.1).

________________
См.: Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента РФ от 21 июля 1997 года N 746 // Собр.законодательства РФ. - 1997. - N 30. - Ст.3601.

18. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права (п.2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

19. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ (п.3 Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

20. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
- возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
- выезда на жительство в третью страну;
- добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
- приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

21. Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и ФСБ России. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище (п.6 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

22. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

23. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ (п.7 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

24. Согласно ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, ст. 11 Европейской конвенции о выдаче лицо не подлежит выдаче в случае, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и такое государство не предоставит гарантий, которые Российская Федерация сочтет достаточными, что наказание в виде смертной казни не будет приведено в исполнение. Указанными гарантиями могут являться положения законодательства, запрещающие применять смертную казнь в запрашивающем государстве, заверения со стороны правоохранительных либо иных компетентных органов указанного государства, что в случае назначения лицу наказания в виде смертной казни оно не будет приведено в исполнение.

25. В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года лицо также не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

26. Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

27. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен в том числе при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения, принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое может подвергнуться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

28. В выдаче лица может быть отказано, когда исключительные обстоятельства свидетельствуют о том, что выдача повлечет опасность для его жизни и здоровья, в том числе с учетом его возраста и физического состояния (ст. 9 УПК, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

29. Разъяснить судам, что по смыслу ст. ст. 7, 15, ч.3 ст. 463 УПК, к.с., ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ст. ст. 3, 11 Европейской конвенции о выдаче при рассмотрении жалобы на решение о выдаче обязанность обоснования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии серьезных оснований полагать, что к лицу могут быть применены наказание в виде смертной казни, пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также что лицо может подвергнуться преследованию по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, возлагается на органы прокуратуры Российской Федерации.

30. Согласно ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств суду необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.

31. В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел РФ о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года и т.д.). Причем суду следует оценить доводы лица, подлежащего выдаче, с учетом совокупности всех имеющихся доказательств.

32. Однако, оценка общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, которая была дана международными внедоговорными и договорными органами, с течением времени может меняться.

33. Принятие Европейским Судом по правам человека обеспечительных судебных мер, которыми властям Российской Федерации предписывается воздержаться от выдачи лица иностранному государству, не должно влечь за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче. Лицо, исходя из положений ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подлежит фактической передаче до отмены Европейским Судом по правам человека обеспечительных мер или вступления в силу постановления Европейского Суда по правам человека по результатам рассмотрения жалобы, в связи с которой была применена соответствующая обеспечительная мера.

________________
См.: О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года N 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. N 8. - [Электронный ресурс]. - М., 2012.

34. См. также содержание и комментарий ст. 20-23, 463 УПК.

Консультации юристов по ст. 464 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 464 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.