Статья 39 УПК РФ. Руководитель следственного органа

Текст статьи

1. Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя ;
2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования ;
3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении ;
4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства ;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;
8) продлевать срок предварительного расследования;
9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;
10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;
11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом .

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа .

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору .

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти) .

Комментарий к статье 39 УПК РФ

1. В комментируемой статье закреплены полномочия руководителя следственного органа в сфере уголовного судопроизводства. Согласно п. 38.1 ст. 5 УПК РФ под руководителем следственного органа понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

2. Руководитель следственного органа в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи поручает производство предварительного следствия конкретному следователю, исходя из общей нагрузки на следователя, категории преступления и сложности уголовного дела. Кроме того, распределение уголовных дел может происходить с учетом территориальной специализации следователем или их специализации в зависимости от расследуемых составов преступлений (против личности, против собственности и т.п.).

Если руководитель следственного органа поручает производство предварительного следствия одновременно нескольким следователям, то он выносит об этом постановление. В дальнейшем предварительное следствие производится следственной группой (ст. 163 УПК РФ).

Передача уголовного дела от одного следователя другому может производиться в связи с увеличившейся нагрузкой следователя, его уходом в отпуск и т.п. Передачу уголовного дела следует отличать от случаев отстранения следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи).

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи руководитель следственного органа вправе проверять материалы проверки сообщения о преступлении, материалы уголовного дела, в результате чего отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. В числе прочих актов руководитель следственного органа вправе отменять незаконное и необоснованное постановление следователя о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Для отмены незаконных и необоснованных постановлений следователя руководитель следственного органа выносит постановления от своего имени. В ходе проверки руководитель следственного органа также обращает внимание на ошибки, допущенные следователем, и сообщает ему о возможных действиях по их устранению собственными силами.

4. В п. 2.1 ч. 1 комментируемой статьи установлена возможность руководителя отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Данное полномочие руководитель следственного органа использует в случаях, когда уголовное дело ранее находилось в производстве иного органа предварительного расследования, а затем было передано в указанный орган в соответствии с правилами о подследственности (ст. 151 УПК РФ).

5. В п. 3 ч. 1 комментируемой статьи приведен перечень письменных указаний, которые руководитель следственного органа вправе давать следователю. Поскольку данные указания, по сути, предопределяют дальнейшее движение уголовного дела, следователь вправе обжаловать их руководителю следственного органа в порядке, установленном ч. 3 комментируемой статьи.

Кроме того, в комментируемой норме установлено, что руководитель следственного органа вправе лично рассматривать сообщения о преступлении, а также участвовать в проверке сообщения о преступлении, проводящейся следователем. В первом случае руководитель следственного органа реализует свои полномочия, закрепленные в ч. 2 комментируемой статьи, т.е. принимает на себя полномочия следователя, во втором – действует без принятия материалов к своему производству.

6. Направляя в суд ходатайство об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, следователь должен получить согласие руководителя следственного органа (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи). Получив ходатайство и подтверждающие материалы, руководитель следственного органа проверяет как соблюдение требований закона при его подаче, так и обоснованность данного ходатайства, т.е. наличие доказательств, подтверждающих необходимость разрешения вопроса о мере пресечения или о производстве процессуального действия.

7. В полномочия руководителя следственного органа входит разрешение отводов, заявленных следователю, а также его самоотводов (п. 5 ч. 1 комментируемой статьи). Обстоятельства, препятствующие участию следователя в производстве по конкретному уголовному делу, закреплены в ч. 1 ст. 61 УПК РФ. При наличии хотя бы одного из них следователь обязан заявить самоотвод, решение по которому принимает руководитель следственного органа. Если следователь самоотвод не заявил, но руководителю следственного органа о наличии таких обстоятельств стало известно из других источников, то он принимает решение об отводе следователя и передает материалы уголовного дела другому следователю этого же органа.

8. Руководитель следственного органа отстраняет следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи). При этом руководитель следственного органа в своем постановлении указывает, какие именно нарушения допустил следователь и какое негативное значение они имеют для дальнейшего производства по уголовному делу.

9. Следователь отстраняется от производства по конкретному уголовному делу, а не от своей профессиональной деятельности вообще. Поэтому по остальным уголовным делам следователь осуществляет свои полномочия в полном объеме.

10. Отмена незаконного или необоснованного постановления нижестоящего руководителя следственного органа (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи) может иметь место как в тех случаях, когда постановление было вынесено в пределах полномочий нижестоящего руководителя, так и в ситуациях, когда постановление явно выходило за их пределы. Основанием отмены может служить незаконность и (или) необоснованность постановления нижестоящего руководителя следственного органа.

11. Руководитель следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении годичного срока в случаях, когда принятие решения об отмене входит в его компетенцию (ч. 1, 1.1 ст. 214 УПК РФ).

12. Согласно п. 8 ч. 1 комментируемой статьи продление руководителем следственного органа сроков предварительного расследования входит в перечень его полномочий. Порядок такого продления закреплен в ст. 162 УПК РФ.

13. Руководитель следственного органа в соответствии с п. 9 ч. 1 комментируемой статьи утверждает постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты.

14. Руководитель следственного органа утверждает постановления следователя о прекращении производства по уголовным делам по любым основаниям (как вызывающим, так и не вызывающим реабилитацию). При этом руководитель следственного органа тщательно проверяет материалы уголовных дел на предмет наличия оснований для прекращения и соблюдения законности при производстве предварительного следствия. По результатам проверки руководитель следственного органа составляет заключение, которое впоследствии приобщается к контрольно-наблюдательному производству.

15. Что касается постановления об осуществлении государственной защиты, то руководитель следственного органа обязан проверить наличие оснований для такой деятельности, закрепленных в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

16. В соответствии с п. 10 ч. 1 комментируемой статьи руководитель следственного органа дает согласие следователю на обжалование решения прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или пересоставления обвинительного заключения. Жалобу следователь подает вышестоящему прокурору вплоть до Генерального прокурора РФ. Согласие руководителя следственного органа является обязательным условием подачи жалобы. Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения прокурора.

17. В полномочия руководителя следственного органа входит возвращение уголовного дела следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования. Это происходит в тех случаях, когда следователь предоставил руководителю следственного органа материалы уголовного дела вместе с обвинительным заключением для получения согласия перед направлением уголовно дела прокурору (ч. 6 ст. 220 УПК РФ).

18. Перечень полномочий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, исчерпывающим не является. Вместе с тем иные полномочия руководителя следственного органа должны быть закреплены именно в УПК РФ, а не в подзаконных нормативных правовых актах.

19. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи руководитель следственного органа вправе пользоваться полномочиями следователя или руководителя следственной группы, в том числе возбуждать уголовные дела и проводить предварительное следствие в полном объеме. Вместе с тем на определенном этапе предварительного следствия руководитель следственного органа вправе передать уголовное дело другому следователю.

20. Руководитель следственного органа, осуществляющий предварительное следствие, не должен согласовывать свои ходатайства перед судом о принятии решений, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ, с вышестоящим руководителем следственного органа.

21. При осуществлении руководителем следственного органа полномочий руководителя следственной группы он в соответствии с ч. 4 ст. 164 УПК РФ принимает по уголовному делу наиболее важные решения (о выделении уголовного дела в отдельное производство, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу, о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения и др.).

22. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует порядок правоотношений между руководителем следственного органа и следователем при поступлении указаний. Такие указания подаются только в письменном виде. Так называемые устные указания следователь должен расценивать лишь как необязательные советы, поскольку при их выполнении следователь принимает решения и осуществляет действия от своего собственного имени и несет за них персональную ответственность.

При несогласии следователя с письменными указаниями он вправе, не приостанавливая их исполнения, обратиться с письменной жалобой к руководителю вышестоящего следственного органа. Вместе с тем ряд указаний (об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю, о привлечении лица в качестве обвиняемого и др.) настолько существенно влияют на ход и результаты предварительного следствия, что следователь вправе обращаться с жалобой и не выполняя их. В любом случае следователь представляет руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и свои письменные возражения.

23. В ч. 4 комментируемой статьи закреплена обязанность руководителя следственного органа рассматривать требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя, об устранении иных нарушений федерального законодательства. Если руководитель следственного органа согласен с позицией прокурора, то он отменяет постановление следователя как незаконное или необоснованное, устраняет иные нарушения закона, допущенные следователем.

24. В ч. 5 комментируемой статьи приведен перечень должностных лиц, которые осуществляют полномочия руководителя следственного органа. Объем их полномочий не зависит от того, в каком ведомстве они осуществляют свою деятельность. Руководители следственных органов находятся в подчинении вышестоящих руководителей этого же ведомства. К заместителям руководителей следственных органов относятся должностные лица, которые вправе в отсутствие руководителей принимать решения без особого распоряжения, т.е. заместители по должности.

Другой комментарий к ст. 39 УПК РФ

1. О понятии "руководитель следственного органа" см. комментарий ст. 5 УПК.

2. На руководителя следственного органа возложена обязанность осуществления процессуального контроля за всей без исключения уголовно-процессуальной деятельностью следователей.

3. Руководитель следственного органа вправе проверять не только материалы предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении и уголовные дела, находящиеся в производстве следователя, но и материалы по исполнению поручений, поступивших из других органов предварительного следствия. В соответствии с ч.3 ст. 144 УПК руководитель следственного органа вправе продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий по ходатайству следователя (дознавателя и др.) - до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Формулировка п.2.1 ч.1 к.с. небезупречна. Во-первых, уголовное дело не может находиться в производстве следственного органа. Даже если в подчинении у руководителя следственного органа находится всего один следователь, все равно следственный орган и в этой ситуации состоит из двух должностных лиц, каждый из которых в уголовном процессе выступает в качестве самостоятельного органа предварительного следствия. Такими органами предварительного следствия будет как следователь, так и руководитель следственного органа. "Следственный орган" в отрыве от термина "руководитель следственного органа" - не процессуальное, а скорее организационно-штатное (административно-управленческое) понятие. Нет такого субъекта уголовного процесса как следственный орган. Не предусмотрел УПК прав и обязанностей такового. Тем более в законе не закреплено права следственного органа принимать уголовные дела к своему производству.

5. Дело, по которому руководитель следственного органа вправе принять предусмотренное п.2.1 ч.1 к.с. процессуальное решение, находится в производстве не подчиненного следственного органа, а подчиненного следователя, либо следственной группы, которой он (руководитель следственного органа) ранее поручил производство предварительного следствия. Думается, руководитель следственного органа вправе отменить также незаконные и (или) необоснованные постановления, находящиеся в уголовном деле, принятом им к своему производству. Конечно, он сам себе не подчинен. Однако он является одним из лиц составляющих возглавляемое им следственное подразделение ("подчиненный следственный орган").

6. Во-вторых, не безупречно и использованное законодателем в п.2.1. ч.1 к.с. выражение "руководитель, следователь (дознаватель) другого органа предварительного расследования". Дознаватель другого органа предварительного расследования еще может быть, исходя из того, что в УПК предусмотрен статус органа дознания, а орган дознания является органом предварительного расследования. Но что это за субъект - "следователь другого органа предварительного расследования"?
7. Не может быть следователя какого-то органа предварительного расследования, так как сам следователь органом предварительного расследования и является. Следователь может быть одним из субъектов, составляющих самостоятельный орган предварительного расследования, только в ситуации производства предварительного расследования следственной группой. Но и в такой ситуации его правильнее именовать руководителем или членом следственной группы, а не следователем другого органа предварительного расследования. Следователем в такой ситуации он является лишь по должности, а в уголовном процессе у него иной статус. Статус следователя в уголовном процессе равно объемен статусу органа предварительного следствия. А орган предварительного следствия наряду с органом дознания является разновидностью органа предварительного расследования.

8. В УПК устоялись термины "начальник органа дознания", а равно руководители следственных групп (групп дознавателей). Именно они только и могут именоваться руководителями органа предварительного расследования. Начальник органа дознания возглавляет орган дознания (ст. 40 УПК), руководитель следственной группы - следственную группу (ст. 163 УПК) и соответственно руководитель группы дознавателей - группу дознавателей (ст. 223.2 УПК).

9. Хотелось бы к числу "руководителей органа предварительного расследования" отнести и руководителя следственного органа. Однако буквальное толкование наименования данного субъекта уголовного процесса, как впрочем, его место и назначение в уголовном процессе сделать это не позволяет. Руководитель следственного органа не является руководителем следователя. Обычно он является начальником нескольких следователей и поэтому если уж именовать его соответствующим руководителем, то не органа предварительного расследования, а органов предварительного расследования. Но и данная его характеристика остается сделанной с большой натяжкой. Руководитель следственного органа является начальником следственного отдела (управления и т.п.). Его назначение не руководить следователем, а организовать и контролировать работу всех следователей, возглавляемого им подразделения. В то же время любой руководитель следственного органа одновременно сам является органом предварительного расследования.

10. Произведенный анализ перечня субъектов, чьи незаконные и (или) необоснованные постановления вправе отменять руководитель следственного органа, привел нас к мысли, что не стоит здесь пытаться перечислить всех тех, кто может таковые вынести. Достаточно упомянуть, что речь идет о постановлениях (решениях) другого органа предварительного расследования. В этом случае у руководителя следственного органа появится право отменить и постановление начальника подразделения дознания, и решение члена следственной группы (группы дознавателей) и даже следователя-криминалиста.

11. Именно поэтому мы бы предложили несколько иную редакцию п.2.1 ч.1 к.с.: "Руководитель следственного органа уполномочен: …отменять незаконные и (или) необоснованные постановления другого органа предварительного расследования, если эти документы являются частью уголовного дела, находящегося в его производстве, в производстве созданной им следственной группы, либо подчиненного ему следователя;". Пока же мы можем лишь рекомендовать в указанном смысле толковать заложенную в п.2.1 ч.1 к.с. законодателем идею.

12. Право поручать производство предварительного следствия означает, что руководитель следственного органа может обязать следователя, как минимум:
- возбудить уголовное дело и приступить к производству предварительного следствия;
- принять к производству уже возбужденное другим следователем уголовное дело (в связи, к примеру, с уходом последнего в отпуск) и приступить к предварительному следствию;
приступить к предварительному следствию по уголовному делу, по которому органом дознания в соответствии со ст. 157 УПК производятся неотложные следственные действия.

13. Исходя из содержания данной статьи руководитель следственного органа не дает указаний об отмене и изменении меры пресечения, о временном отстранении от должности, о признании лица гражданским истцом или о привлечении в качестве гражданского ответчика и т.п.

14. Руководитель следственного органа, тем не менее, должен отвечать за соблюдение законности любым из его подчиненных. Однако когда в к.с. реализуемое на практике правомочие руководителя следственного органа не упомянуто, оно им применяется не в рамках уголовного процесса и часто вообще не в рамках права. Практику согласования ряда процессуальных решений следователя с руководителем следственного органа, когда такой обязанности следователя в законе не содержится, пока можно расценить лишь как дополнительную гарантию соблюдения прав и законных интересов личности в уголовном процессе.

15. Устные указания руководителя следственного органа по уголовному делу следователю согласно буквальному толкованию закона не имеют для последнего обязательной силы.

16. Осуществляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении уголовного дела, а также при передаче дела прокурору для направления другому органу предварительного расследования, руководитель следственного органа обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещественных доказательств.

17. Руководители следственных органов обязаны не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт, направляемый вышестоящему руководству, обязанному принимать меры к оборудованию специальных помещений и хранилищ для вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, требовать обеспечения надлежащих условий их хранения.

________________
См.: Инструкция о порядке изъятия, учета и хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 года N 34/15.

18. Руководитель следственного органа вправе возбуждать уголовные дела публичного обвинения. Ему же предоставлено право возбуждать уголовные дела о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч.4 ст. 20 УПК).

19. Последовательным в этой связи представляется и возложение на руководителя следственного органа обязанности принять, проверить заявление (сообщение) о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного заявления (сообщения). Данное полномочие продублировано и п.3 ч.1 к.с., которым руководителю следственного органа предоставлено право "лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении", по результатам такого рассмотрения принимать одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч.2 ст. 20 УПК.

20. При принятии последнего из решений организовать сохранение следов преступления.

21. Право вынесения руководителем следственного органа решения об отказе в возбуждении уголовного дела закреплено также в ст. 148 УПК. Помимо того, что руководитель следственного органа теперь перечислен среди должностных лиц, уполномоченных принимать соответствующее процессуальное решение, действующая редакция ч.ч.4 и 6 ст. 148 УПК указывает на то, что отменять постановление об отказе (в отличие от постановления о возбуждении) в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем, вправе не только руководитель следственного органа, но и прокурор.

22. Руководителю следственного органа предоставлена возможность "проверять материалы проверки сообщения о преступлении" (п.2 ч.1 к.с.) на любом этапе рассмотрения и разрешения заявления (сообщения) о преступлении. Редакция ч.1 ст. 144 УПК наделила руководителя следственного органа правом получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

23. Ведь без наличия данных полномочий ему просто невозможно будет реализовать право возбуждать уголовные дела. Названное процессуальное решение принимается на основе анализа собранных материалов предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. А доступ к таковым имеется лишь у лица рассматривающего и разрешающего заявление (сообщение) о преступлении либо проверяющего законность (обоснованность) осуществления названного вида деятельности.

24. Ранее руководитель следственного органа имел право проверять лишь материалы уже возбужденного уголовного дела. В настоящее время имеется правовая основа осуществления процессуального контроля за следователем и на более ранней стадии уголовного процесса. Между тем сама формулировка рассматриваемого полномочия руководителя следственного органа не вполне точно отражает ту идею, которую намеревался закрепить в п.2 ч.1 к.с. законодатель.

25. Руководителю следственного органа предоставлено право "проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя". В анализируемой фразе дважды использован разделительный союз "или", что вполне может привести к неправильному толкованию указанной нормы права. Руководителю следственного органа следовало предоставить право "проверять материалы проверки заявления (сообщения) о преступлении и (или) материалы уголовного дела, отменять незаконные и (или) необоснованные постановления следователя". Тогда ни у кого не сможет возникнуть сомнений в наличии у руководителя следственного органа права сначала проверить материалы проверки заявления (сообщения) о преступлении, а после возбуждения уголовного дела еще и материалы уголовного дела, причем получить их для проверки вместе, а не только те материалы, которые были собраны следователем после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. То же самое можно сказать о законности и обоснованности постановлений следователя. Одно и то же решение может быть как незаконным, так и необоснованным. Между тем незаконное и необоснованное постановление, несомненно, также должно быть отменено.

26. Полномочия руководителя следственного органа с первых дней появления данной фигуры в уголовном процессе указывали на то, что им осуществляется уголовное преследование, по меньшей мере, путем принятия к своему производству уголовного дела и осуществления по нему предварительного следствия. Однако в ст. 21 УПК, всецело посвященной институту уголовного преследования, о данной его функции долгое время не упоминалось. В этой связи не было ясно осуществление уголовного преследования - это обязанность или право руководителя следственного органа? Внесение в ч.3 ст. 21 УПК изменений послужило ответом на данный вопрос. Исходя из действующей редакции ч.1 и 2 ст. 21 УПК, уголовное преследование не является обязанностью руководителя следственного органа. В то же время в ч.3 ст. 21 УПК продублировано право руководителя следственного органа осуществлять уголовное преследование путем возбуждения уголовных дел о преступлениях частного и частно-публичного обвинения, при отсутствии заявления потерпевшего (его законного представителя), если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

27. До вступления в силу Федерального закона от 2 декабря 2008 года N 226-ФЗ у руководителя следственного органа было право давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене либо изменении меры пресечения и (или) о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Однако принимать искомое решение (о даче согласия) он мог, основываясь лишь на материалах уголовного дела, собранных и оформленных самим следователем. Таким образом, руководитель следственного органа лишался возможности оценить все доказательства, которыми располагал следователь. А в частности он лишался возможности оценить такие важные доказательства, как показания подозреваемого и показания обвиняемого. В настоящее время законодатель устранил эту несправедливость. Им в п.4 ч.1 к.с. внесено дополнение, после которого у руководителя следственного органа появилась возможность лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене либо изменении меры пресечения и (или) о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

28. Руководителю следственного органа предоставлено также право участвовать в судебном заседании, в котором судьей рассматривается вопрос об избрании подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения. Причем он имеет возможность участвовать в таком заседании не только тогда, когда уголовное дело находится в его производстве, но и в случае производства предварительного расследования по уголовному делу подчиненным ему следователем.

29. В настоящее время руководитель следственного органа вправе участвовать и в судебном заседании, в котором проверяется законность и обоснованность его действий (бездействия, решений). Причем ч.3 ст. 125 УПК РФ сформулирована так, что у суда нет оснований отказать руководителю следственного органа в участии в судебном заседании, где проверяются не его, а подчиненного ему следователя действия (бездействие, решения).

30. Действующая редакция п.9 ч.1 к.с. наделяет руководителя следственного органа правом утверждать постановление следователя об осуществлении государственной защиты. Полагаем, что в этой части редакция данной нормы права не вполне последовательна. Согласно ч.4 ст. 3, ч.2 ст. 18 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и ч.9 ст. 166 УПК руководитель следственного органа не утверждает постановление следователя об осуществлении государственной защиты. Он дает согласие на применение мер безопасности в отношении защищаемых лиц, п равно на вынесение постановления о сохранении в тайне данных о личности потерпевшего, его представителя или свидетеля по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненного ему следователя.

31. Данные положения законов не согласуются друг с другом. Как следствие тому теперь если руководитель следственного органа утвердит постановление о применении мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и (или) иных защищаемых лиц, он будет действовать не в соответствии с требованиями ч.4 ст. 3, ч.2 ст. 18 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ. Если даст согласие на то же самое, он примет иное, чем предусмотрено ч.1 к.с., решение. В любом случае появляется "лазейка" для обжалования принятого им решения.

32. Действующая редакция ч.2 к.с. не только закрепляет право руководителя следственного органа принимать уголовные дела к своему производству, но и предоставила последнему возможность произвести по нему "предварительное следствие в полном объеме". Но сразу возникает вопрос. Если руководителю следственного органа предоставлено право "принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме", то вправе ли он проводить предварительное следствие по такому делу не в полном объеме? Проведя ряд, по его мнению, необходимых следственных и иных процессуальных действий, воспользоваться другим своим правом и поручить производство предварительного следствия по этому уголовному делу подчиненному ему следователю (нескольким следователям, создать следственную группу)? Думается, что необходимость в этом вполне может возникнуть. Соответственно вряд ли последовательно было бы лишать руководителя следственного органа возможности реализации закрепленного п.1 ч.1 к.с. его права, только из-за того, что он до этого воспользовался правом, предусмотренным ч.2 к.с.

33. Так должно быть. Так лучше было бы для практики. Однако несовершенство формулировки ч.2 к.с. вполне может иметь следствием поднятие вопроса о незаконности передачи руководителем следственного органа уголовного дела, находящегося в его производстве, следователю. И как следствие тому - возникновение сомнений в законности производства следственных действий таким следователем. Каковы возможные последствия этого? Признание в соответствии с требованиями ст. 75 УПК недопустимыми всех собранных по делу следователем доказательств.

34. Именно поэтому мы обращаем внимание законодателя на то, что словосочетание "в полном объеме" в ч.2 к.с. излишне. Убрав его из текста названной части к.с., он не лишил бы руководителя следственного органа права производства предварительного следствия в полном объеме, но одновременно позволил ему произвести таковое не в полном объеме. Тем более что произвести в полном объеме предварительное следствие он сможет лишь в случае личного возбуждения уголовного дела и окончания расследования. Если же, к примеру, неотложные следственные действия по делу выполнил орган дознания (следователь), то принявший к производству уголовное дело руководитель следственного органа уже никак не сможет осуществить по делу предварительное расследование в полном объеме. Ведь часть предварительного расследования по такому делу уже осуществлено другим должностным лицом (органом).

35. Если рассуждать в том же русле, получается, ч.2 к.с. руководителю следственного органа предоставила одно, а не два права: первое - возбудить уголовное дело, второе - принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. Он наделен единственным правом - возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. Иначе говоря, не возбудив самостоятельно уголовного дела, руководитель следственного органа не может произвести по делу предварительное следствие. Буквально получается, у него нет права принять к производству уголовное дело, которое ранее было принято к производству каким-либо иным органом предварительного расследования. Ведь принятие уголовного дела к своему производству органом предварительного расследования - это уже часть предварительного расследования. А если какая-то часть предварительного расследования уже имела место, то у руководителя следственного органа нет возможности осуществить по делу предварительное следствие "в полном объеме". Без этой части "объем" будет не полным. В таком "объеме" предварительного следствия будет не хватать действий, осуществленных в начале предварительного расследования.

36. Руководителю следственного органа и ранее принадлежало право принятия решения о соединении уголовных дел. Однако до недавнего времени ч.3 ст. 153 УПК была слишком краткой. И ее формулировка могла привести к мысли, что названное должностное лицо принимает соответствующие решения и тогда, когда по соединяемым уголовным делам производится дознание. Такой подход к рассматриваемому правовому институту был, бесспорно, не оправдан. Законодатель в этой связи сформулировал действующую редакцию ч.3 ст. 153 УПК. Руководителю следственного органа сейчас предоставлены права принимать решения о соединении уголовных дел лишь тогда, когда хотя бы одно из уголовных дел находится в его производстве либо производстве подчиненного ему следователя. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. 150 и 151 УПК разным органам предварительного следствия или органу предварительного следствия и органу дознания, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности.

37. Руководителю следственного органа предоставлено право вносить в организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или других нарушений закона (ч.2 ст. 158 УПК).

38. Все учреждения, предприятия, организации, должностные лица и граждане обязаны исполнять требования, поручения и запросы руководителя следственного органа, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК. Данное правовое положение прямо закреплено в ч.4 ст. 21 УПК.

39. Десятилетия обвинительное заключение подписывал не только следователь, в производстве которого находится уголовное дело, но и его непосредственный начальник. В настоящее время это выработанное практикой правовое положение закреплено в УПК.

40. Действующий закон детально регламентировал также действия руководителя следственного органа, получившего от прокурора письменное требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

41. Не можем с уверенностью судить, почему законодатель посчитал необходимым именовать в ч.4 к.с. рассматриваемое полномочие прокурора иначе, чем оно же названо в п.3 ч.2 ст. 37 УПК, которым настоящее требование в первую очередь и предусмотрено. Согласно п.3 ч.2 ст. 37 УПК это "требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия". А в ч.4 к.с. законодатель его именует "требованием об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства". Думается? правильнее было бы именовать в законе это решение прокурора одинаково и соответственно внести необходимые изменения в п.3 ч.2 ст. 37 УПК. Но законодатель этого не сделал.

42. Согласно ч.4 к.с. обращение прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства руководителем следственного органа, обязательно должно быть разрешено в течение пяти суток, а не тянуться неопределенный промежуток времени. Руководитель следственного органа обязан уведомить прокурора не только о несогласии, но и о согласии с требованием последнего. Не так давно на руководителя следственного органа возлагалась обязанность дать подчиненному ему следователю письменное указание об исполнении требования прокурора. В настоящее время законодатель возлагает на руководителя следственного органа обязанность отменить незаконное или необоснованное постановление следователя и устранить допущенные им нарушения.

43. Коль в настоящее время предусмотрен правовой механизм реагирования руководителем следственного органа на требование об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных и в ходе осуществления досудебной (в том числе и не являющейся дознанием или предварительным следствием) деятельности, то позволительно говорить о наличии у прокурора права заявлять такие требования не только в отношении постановлений, вынесенных на стадии предварительного расследования, но и на стадии возбуждения уголовного дела.

44. Ранее закрепленные в ч.4 к.с. положения распространялись лишь на нарушения федерального законодательства, допущенные в ходе предварительного следствия. Сейчас руководитель следственного органа обязан рассмотреть в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных "в ходе досудебного производства". Что изменилось? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос несколько слов нужно сказать о понятиях "предварительное следствие" и "досудебное производство".

45. Досудебное производство состоит из уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Предварительное расследование, в свою очередь, реализуется в форме предварительного следствия и дознания.

46. Что же у прокурора появилось право требовать от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства ими дознания, и, более того, в ходе принятия, регистрации, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлении? Мы полагаем, появилось. Но признаем, что имеет право на существование и несколько иная точка зрения.

47. Она может базироваться на том факте, что законодателем не внесены изменения в редакцию п.3 ч.2 ст. 37 УПК. Соответственно, если сравнить статьи, всецело посвященные статусу прокурора и руководителя следственного органа, получится, что законодатель предусмотрел процедуру рассмотрения руководителем следственного органа (ч.4 к.с.) требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, но самому прокурору разрешил направлять руководителю следственного органа лишь требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

48. Иначе говоря, предмет изучения руководителем следственного органа требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства расширен. Теперь руководитель вправе рассмотреть требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенные не только в ходе предварительного следствия, но и при производстве следователями Следственного комитета РФ дознания. Полномочия же требовать от органа предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе принятия, регистрации, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлении законодатель прокурору не предоставил.

49. Почему нам такая (вторая) позиция представляется не столь безупречной? Во-первых, частью 4 к.с. предусмотрено направление руководителю следственного органа "требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства". Соответственно названное право последовательно именовать "предусмотренным УПК правом прокурора".

50. А то обстоятельство что к.с. называется "Руководитель следственного органа" и соответственно, прежде всего, посвящена статусу последнего, ни в коей мере не указывает на то обстоятельство, что в этой же статье закона не могут (хотя бы частично) содержатся нормы уголовно-процессуального права, касающиеся других правовых институтов, в том числе прав иного субъекта уголовного процесса, в нашем случае, прокурора.

51. В этой связи, следует заметить, что в к.с. помимо формулирования основных прав руководителя следственного органа, а равно права прокурора, законодатель закрепил некоторые обязанности (исполнять письменные указания руководителя следственного органа) и права (обжаловать указания руководителя следственного органа руководителю вышестоящего следственного органа) следователя (ч.3 к.с.), уточнил круг органов предварительного следствия (ч.2 к.с.) и тем самым позволил расширительное толкование термина "следователь", употребленного в статьях УПК, посвященных основаниям, условиям и порядку производства следственных действий и др.

52. Во-вторых, если бы законодатель хотел предоставить прокурору возможность направления руководителю следственного органа требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства дознания или предварительного следствия, он бы в анализируемом месте ч.4 к.с. употребил категорию "предварительное расследование", а не "досудебное производство" или же также, как поступил при формулировании п.3 ч.2 ст. 37 УПК, - перечислил бы все формы предварительного расследования. То обстоятельство, что в ч.4 к.с. законодатель речь ведет обо всем досудебном производстве, позволяет утверждать, что им допускается (а значит таковое является предусмотренным законом правом прокурора) направление прокурором руководителю следственного органа требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных и на стадии возбуждения уголовного дела.

53. Причем, уточняем, прокурор в соответствии с ч.4 к.с. вправе требовать от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, в том числе требовать от руководителя следственного органа отмены незаконного или необоснованного постановления, вынесенного подчиненным ему следователем (а с учетом редакции п.7 ч.1 к.с. - равно нижестоящим руководителем следственного органа).

54. На практике постоянно вставал вопрос о возможности отвода руководителя следственного органа, в особенности когда последним уголовное дело принято к своему производству. В настоящее время институт отвода руководителя следственного органа прямо закреплен в законе. Разрешает такой отвод вышестоящий руководитель следственного органа. Законодатель предусмотрел возможность отвода руководителя следственного органа безотносительно от того, какую функцию в уголовном процессе последний в данный конкретный момент реализует. Это обстоятельство указывает на то, что руководителю следственного органа отвод может быть заявлен и тогда, когда уголовное дело находится не в его производстве, а в производстве подчиненного ему следователя.

55. Законом предусмотрена также возможность обжалования в суд по месту производства предварительного расследования постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно всех иных решений (действий, бездействия) руководителя следственного органа, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

56. См. также комментарий ст. 21, 38, 40, 61, 162, 223 УПК.

Консультации юристов по ст. 39 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 39 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.