Статья 37 УПК РФ. Прокурор

Текст статьи

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом ;
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи ;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела .

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным .

Комментарий к статье 37 УПК РФ

1. Данная статья содержит перечень полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве. Под прокурором согласно п. 31 ст. 51 УПК РФ понимается Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

2. Общие полномочия прокурора установлены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». В числе прочих полномочий прокурор наделен возможностью надзирать за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также осуществлять уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Федерального закона).

3. Полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства обозначены в ч. 1 комментируемой статьи. При этом полномочия прокурора зависят от двух факторов: в какой форме осуществляется предварительное расследование и на какой стадии уголовного судопроизводства находится уголовное дело.

В ходе дознания прокурор реализует функцию уголовного преследования, поскольку он принимает решения, определяющие ход и результаты досудебного производства, а также дает согласие дознавателю на принятие ряда важнейших процессуальных решений и производство определенных процессуальных действий. Что же касается предварительного расследования в форме предварительного следствия, то прокурор во время досудебного производства функцию уголовного преследования не осуществляет, а следователь согласовывает ряд вопросов не с ним, а с руководителем следственного органа.

Предметом надзора прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, согласно ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

В ходе судебного разбирательства прокурор является государственным обвинителем по всем уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения вне зависимости от того, в какой форме осуществлялось предварительное расследование.

4. Конкретные полномочия прокурора в досудебном производстве закреплены в ч. 2 комментируемой статьи. В одних случаях полномочия прокурора направлены на осуществление надзора, в других – на уголовное преследование. Исходя из позиции законодателя, подразделить полномочия на указанные две группы можно по формальному признаку. Если указано, что они распространяются на предварительное расследование в обеих формах, то их следует причислить к надзорным, если же только на дознание, то отнести к сфере уголовного преследования.

5. Полномочие по проверке исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 комментируемой статьи) выражается в том, что прокурор обеспечивает надлежащее рассмотрение сообщений лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также иных поводов для возбуждения уголовных дел. Прокурор обязан обеспечивать своевременную проверку законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении; регулярно проверять исполнение законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; в ходе проверок сверять сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и т.п.; анализировать результаты проверок, а при обнаружении нарушений принимать меры прокурорского реагирования.

6. Прокурор не вправе возбуждать уголовные дела самостоятельно. Вместе с тем прокурор обладает полномочиями по отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела, а также об отказе в возбуждения уголовного дела, вынесенных дознавателем и следователем (ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

7. В п. 2 ч. 1 комментируемой статьи закреплено, что прокурор своим постановлением вправе направлять материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам нарушений уголовного законодательства. Данные нарушения прокурор выявляет в ходе своей надзорной деятельности, регламентированной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Результаты оформляются в виде повода для возбуждения уголовного дела, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ (постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании).

8. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 комментируемой статьи), является непосредственным результатом надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Вместе с тем применительно к дознанию и предварительному следствию полномочия прокурора различаются.

Что касается дознания, то здесь полномочия прокурора носят универсальный характер. Согласно п. 6 ч. 2 комментируемой статьи он в любом случае вправе отменить незаконные или необоснованные постановления дознавателя. Поэтому требования прокурора являются для дознавателя обязательными.

Если с требованиями прокурора об устранении нарушений закона не согласен следователь или руководитель следственного органа, то прокурор самостоятельно отменять постановление не вправе. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи он последовательно обращается к вышестоящим должностным лицам органов предварительного следствия, а при их несогласии – к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

9. В п. 4 комментируемой статьи закреплено полномочие прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. Указания о направлении расследования представляют собой определение перспективных версий по уголовным делам, последовательности их проверки, очередности производства процессуальных действий. Реализуя полномочие по даче указаний о производстве процессуальных действий, прокурор должен акцентировать внимание на качестве и своевременности производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств и т.п. В отношении следователя прокурор аналогичными полномочиями не обладает.

10. В соответствии с п. 5 ч. 2 комментируемой статьи прокурор уполномочен давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Перед дачей согласия прокурор обязан тщательно изучить поступившие к нему материалы, проверить наличие соответствующих оснований. Также прокурор не должен допускать, чтобы применение мер пресечения использовалось в качестве средств получения от подозреваемого вины в совершении преступления.

11. Если следственное действие было проведено в режиме неотложного, то прокурор наряду с судьей проверяет его законность и обоснованность (ч. 5 ст. 165 УПК РФ). При обнаружении нарушений закона он вправе применять меры прокурорского реагирования вне зависимости от того, кем – следователем или дознавателем – следственное действие было произведено.

12. В п. 5.1 ч. 2 комментируемой статьи закреплено полномочие прокурора истребовать решения следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним соответствующие решения. Данная норма обобщает полномочия прокурора, рассредоточенные в иных, более частных нормах УПК РФ. Так, прокурор наделен правом отменить незаконное и необоснованное постановление: о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146); об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148); о приостановлении предварительного следствия (п. 3 ч. 1 ст. 211); о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 214 УПК РФ). Наряду с этим представляется излишним закрепленное в комментируемой норме право прокурора истребовать соответствующие документы, поскольку на следователя, руководителя следственного органа возложена прямая обязанность направлять их копии прокурору (ч. 4 ст. 146, ч. 4 ст. 148, ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 Кодекса).

13. В п. 5.2 комментируемой статьи определен алгоритм действий прокурора при поступлении к нему ходатайства подозреваемого, обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановления следователя о возбуждении соответствующего ходатайства. Данная норма дополнительно к перечисленным в ч. 1 ст. 317.2 УПК РФ видам решений прокурора по результатам рассмотрения ходатайства устанавливает, что прокурор также уполномочен выносить постановление об изменении или о прекращении действия досудебного соглашения о сотрудничестве по основаниям и в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 317.4 Кодекса.

14. Прокурор вправе отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи). Сведения о вынесении таких постановлений прокурору поступают из жалоб, а также он устанавливает их в ходе осуществления своих надзорных полномочий. Вышестоящий прокурор вправе отменить постановления нижестоящего прокурора, которые были вынесены тем в ходе надзорных полномочий.

15. Полномочие прокурора рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение (п. 7 ч. 2 комментируемой статьи) корреспондируется с правом следователя не согласиться с требованием прокурора и представить письменные возражения руководителю следственного органа. Руководитель следственного органа при согласии с требованиями прокурора вправе дать следователю письменное указание об их исполнении. Поэтому ситуация, когда прокурор принимает решение по поступившей к нему информации, возможна лишь при согласии руководителя следственного органа со следователем.

После изучения поступившей к нему информации прокурор принимает одно из двух решений: или соглашается с позицией следователя и руководителя следственного органа, или обращается к руководителю вышестоящего следственного органа в порядке, предусмотренном ч. 6 комментируемой статьи.

16. Исходя из содержания п. 8 ч. 2 комментируемой статьи, прокурор вправе участвовать в судебных заседаниях в досудебном производстве в случаях, когда предварительное расследование осуществляется в форме как дознания, так и предварительного следствия. Вместе с тем, поскольку согласие на ходатайство следователя дает руководитель следственного органа, ответственность за производство процессуального действия и избрания меры пресечения наряду со следователем возлагается и на него. Поэтому прокурор в судебном заседании при поступлении ходатайства от следователя осуществляет не функцию уголовного преследования, а функцию надзора. Что же касается дознавателя, то, соглашаясь с его ходатайством, прокурор реализует и функцию обвинения, а в суде он поддерживает совместное с дознавателем решение.

17. Согласно п. 8.1 ч. 2 комментируемой статьи при нахождении уголовного дела в суде или на этапе направления дела в суд по окончании предварительного расследования прокурор вправе самостоятельно возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, домашнего ареста или содержания под стражей. Данное полномочие обусловлено тем, что после направления уголовного дела в суд прокурор приобретает статус государственного обвинителя. Такое ходатайство должно быть законным, обоснованным и мотивированным, т.е. соответствовать закону, подтверждаться конкретными доказательствами и выражать убеждение прокурора в необходимости продления срока. Также прокурор вправе заявлять перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном ч. 1.1 ст. 214 УПК РФ.

18. Заявленное в п. 9 ч. 2 комментируемой статьи полномочие прокурора разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы конкретизировано в ст. 67 УПК РФ.

19. Отстранение прокурором дознавателя от дальнейшего производства расследования (п. 10 ч. 2 комментируемой статьи) происходит в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что дознаватель допустил нарушения закона, в том числе выражающиеся в несоблюдении разумных сроков уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ). Одновременно прокурор вправе направлять в соответствующие органы официальные сведения о необходимости привлечения лица к юридической ответственности.

20. Изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю (п. 11 ч. 2 комментируемой статьи) может происходить лишь в случаях, когда изначально не были соблюдены правила о подследственности, установленные ст. 151 УПК РФ.

21. Передача прокурором уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (п. 12 ч. 2 комментируемой статьи) происходит без ограничения того, к какому именно органу – дознания или предварительного следствия – это относится. Основное требование – такая передача должна происходить с целью соблюдения правил о подследственности, установленных в ст. 151 УПК РФ.

Кроме того, прокурор вправе изымать уголовное дело у любого органа предварительного расследования и передавать его следователю Следственного комитета РФ. В этом проявляется правило об универсальной подследственности уголовных дел следователям, входящим в состав следственного органа в составе СКР России. Однако такая передача должна быть обоснована реальной необходимостью (например, если при совершении лицом или группой лиц нескольких преступлений хотя бы одно из них подследственно именно следователю данного ведомства).

22. В соответствии с п. 13 ч. 2 комментируемой статьи прокурор утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу. При этом не имеет значения, по какому основанию – вызывающему реабилитацию или нет – будет прекращаться уголовное дело.

Прокурор вправе давать согласие на прекращение уголовного дела только после тщательного изучения всех обстоятельств уголовно наказуемого действия и при наличии условий и оснований, предусмотренных законом.

23. Поскольку о прекращении уголовного преследования в комментируемой норме не упоминается, дознаватель вправе прекращать его без предварительного согласования с прокурором. Исключение составляют случаи, когда для этого согласие прокурора требуется в соответствии с иными положениями закона – ст. 25, 27, 28 УПК РФ). Однако в любом случае копия постановления о прекращении уголовного преследования (вынесенного как дознавателем, так и следователем или руководителем следственного органа) направляется прокурору, который по результатам его изучения вправе при наличии оснований данное постановление отменить (ч. 1 ст. 214 Кодекса).

24. Утверждение прокурором обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления (п. 14 ч. 2 комментируемой статьи) происходит в порядке, установленном соответственно ст. 221, 226 и 226.8 УПК РФ. По результатам проверки поступившего от следователя или дознавателя уголовного дела прокурор в числе прочих решений принимает решение о направлении уголовного дела в суд, при этом происходит утверждение итогового документа предварительного расследования.

25. Обвинительное заключение по уголовному делу должно утверждаться прокурором в пределах своей компетенции. Так, обвинительное заключение по уголовному делу, подсудному суду субъекта РФ, утверждается прокурором соответствующего уровня (или его заместителем).

26. Если обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление не утверждены прокурором, это является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

27. Возвращение прокурором уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями (п. 15 ч. 2 комментируемой статьи) происходит в тех случаях, когда прокурор обнаружит неполноту предварительного расследования или неправильность квалификации действий обвиняемых. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ одновременно с возвращением уголовного дела для производства предварительного следствия дает письменные указания об устранении выявленных недостатков. Возможность возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания установлена в п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ. Что же касается дознания в сокращенной форме, то возвращать уголовное дело дознавателю прокурор вправе только при необходимости пересоставления обвинительного постановления (п. 2 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ). Если будут обнаружены существенные нарушения закона, то прокурор использует другое свое полномочие – направляет уголовное дело дознавателю для производства дознания в общем порядке (п. 3 ч. 1 Кодекса).

28. Под изменением объема обвинения понимается как увеличение, так и уменьшение количественных и качественных составляющих деяний, которые вменяются в вину обвиняемому. Переквалификация действий обвиняемых требует возвращения уголовного дела для производства дополнительного следствия в любом случае, а для производства дознания – лишь в ситуациях, когда требуется ухудшить положение обвиняемого. Ведь в соответствии с ч. 2 ст. 226 УПК РФ при утверждении обвинительного акта прокурор вправе, не направляя уголовное дело для производства дополнительного расследования, при утверждении обвинительного акта своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

29. Указание о пересоставлении обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления прокурор дает в случаях, когда недостатки были обнаружены не в самом уголовном деле, а в структуре и содержании итогового документа досудебного производства. При этом прокурор сообщает, какие именно недостатки обнаружены и каким образом их следует устранить.

30. В соответствии с п. 16 комментируемой статьи прокурор осуществляет иные полномочия, закрепленные в УПК РФ. Это полномочия касаются как осуществления прокурором уголовного преследования в процессе дознания или в суде, так и надзора в ходе досудебного производства.

31. В ч. 2.1 комментируемой статьи закреплено, что прокурор вправе направить письменный запрос об ознакомлении с материалами находящегося в производстве уголовного дела. Реально такая необходимость возникает в случаях, когда в ходе досудебного производства для проверки законности, обоснованности и мотивированности процессуальных решений требуется изучить не только сам текст постановления, но и иные процессуальные документы, которые содержат соответствующие процессуальные основания. Прокурор обладает такими возможностями и при нахождении уголовного дела в суде.

32. Прокурор вправе истребовать как отдельные материалы, так и уголовное дело в целом. Вместе с тем, чтобы не нарушать процессуальные сроки, целесообразно предоставлять прокурору материалы не в подлинниках, а в заверенных копиях.

По миновании надобности прокурор или возвращает материалы, или помещает их в надзорное производство.

33. В ч. 3 комментируемой статьи обозначено полномочие прокурора по поддержанию государственного обвинения в ходе судебного производства. Поскольку судебное производство включает в себя разбирательство по уголовному делу в судах первой, второй и надзорной инстанциях, прокурор поддерживает государственное обвинение как в суде первой инстанции, так и при пересмотре судебных решений вышестоящими судами.

34. При производстве по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения прокурор приобретает статус государственного обвинителя. В соответствии с ч. 5 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель в суде представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

35. Согласно ч. 4 комментируемой статьи прокурор вправе в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего отказа.

Если предварительное расследование проводилось в форме предварительного следствия, то прокурор не вправе своим постановлением прекратить уголовное дело. При обнаружении оснований он обращается к следователю с письменными указаниями об устранении нарушений закона, однако следователь вправе их не выполнять. После этого прокурор может задействовать механизм, закрепленный в ч. 6 комментируемой статьи. Если же прокурор обнаружит наличие оснований для прекращения уголовного дела при производстве дознания, то он вправе своим постановлением прекратить уголовное дело и тем самым прекратить уголовное преследование (п. 3 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа, если он придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. Также государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может изменить обвинение в сторону его смягчения (ч. 7, 8 ст. 246 УПК РФ).

36. В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что процессуальные полномочия прокурора осуществляются прокурором района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами, а также вышестоящими прокурорами.

Прокурор района возглавляет основное звено органов прокуратуры. По своим полномочиям к нему приравниваются: прокурор города в случаях, когда город не разделен на районы, но район, на территории которого город расположен, представляет собой самостоятельную административно-территориальную единицу; прокуроры специализированных прокуратур на правах районной – транспортной, природоохранительной, прокуратуры в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах, прокуратуры за надзором за соблюдением законов в местах лишения свободы, а также гарнизонной военной прокуратуры.

К вышестоящим относятся прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры и их заместители.

Под заместителями прокуроров понимаются те из них, которые выполняют полномочия прокурора в его отсутствие без специального уполномочивания.

Все вышестоящие прокуроры в соответствии с принципом централизации органов прокуратуры вправе отменять указания нижестоящих прокуроров и принимать на себя их полномочия (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

37. В ч. 6 комментируемой статьи установлен алгоритм действий прокурора в случае несогласия следователя или руководителя следственного органа с требованиями прокурора об устранении нарушений закона. Если прокурор настаивает, то он обращается последовательно к руководителю вышестоящего следственного органа, а затем к руководителю следственного органа в целом, т.е. к председателю Следственного комитета РФ, начальнику Следственного департамента МВД России, начальнику Следственного управления ФСБ России. При несогласии руководителя прокурор обращается к Генеральному прокурору РФ, и если тот согласится с доводами прокурора, то он вправе дать письменные указания, обязательные для исполнения следователем любого следственного органа из числа установленных законом.

Поскольку в комментируемой статье не установлен режим согласования, прокурор района при условии соблюдения предварительных процедур наделен правом обращаться к Генеральному прокурору РФ. Вместе с тем в силу принципа централизации прокурор может обратиться со своими соображениями и к прокурору иного уровне с тем, чтобы тот обратился к Генеральному прокурору РФ от своего имени.

38. Прокурор подлежит отводу при наличии обстоятельств, указанных в ст. 61 УПК РФ.

Другой комментарий к ст. 37 УПК РФ

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются не только к.с., но и некоторыми другими статьями УПК. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

2. Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

3. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (статья 17.7 КоАП).

4. В данной статье перечислены уголовно-процессуальные средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

5. Прокурор не только вправе, но и обязан в случае выявления нарушений законности применять указанные средства прокурорского надзора.

6. Осуществляя надзор за соблюдением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор проверяет исполнение не только требований федерального закона, но и ведомственных нормативных актов, которыми урегулирован порядок регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлении. В органах внутренних дел данный порядок урегулирован Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в органах федеральной службы безопасности РФ - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности и т.д.

________________
См.: Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Приказ МВД России от 01 марта 2012 года N 140 // Рос.газета. - 2012. 01 августа.

См.: Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности: Приказ ФСБ России от 30 августа 2013 года N 463 // Рос.газета. - 2013. 4 декабря.

7. Применительно к деятельности органов внутренних дел регистрация заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и происшествии - это присвоение каждому принятому (полученному) органом внутренних дел заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) и фиксация в КУСП кратких сведений по существу заявления (сообщения). А соответственно уголовно-процессуальное понятие "регистрация сообщения о преступлении" есть присвоение каждому принятому органом предварительного расследования заявлению (сообщению) о преступлении очередного порядкового номера в специально предусмотренном для этого учетном документе (книге и др.) и фиксация в нем же кратких сведений о данном происшествии.

8. В случае отмены незаконного решения дознавателя прокурор по этому поводу может внести представление руководителю учреждения, где работает дознаватель (к примеру, начальнику органа внутренних дел). И напротив, такого полномочия у него нет, когда на момент вынесения дознавателем отмененного в последующем прокурором постановления на то имели место законные основания.

9. Прокуроры обязаны не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт.

________________
См.: Инструкция о порядке изъятия, учета и хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 года N 34/15: Утверждена Генеральным прокурором СССР, министром внутренних дел СССР, министром юстиции СССР, председателем Верховного Суда СССР, первым заместителем председателя КГБ СССР.

10. Прокурору предоставлено право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ, и многое другое. Однако правом знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного расследования, он долгое время наделен не был, что служило серьезным препятствием на пути осуществления им уголовного преследования.

11. Именно поэтому законодатель посчитал важным дополнить к.с. частью 2.1. В настоящее время у прокурора имеется "возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела". Для этого он должен обратиться к следователю (дознавателю и др.), в производстве которого находится уголовное дело, с соответствующим официальным мотивированным письменным запросом.

12. Мы рекомендуем обращение с таким запросом к следователю (дознавателю и др.). Но формулировка ч.2.1 к.с. позволяет и иначе толковать ее содержание. Здесь речь идет о "материалах находящегося в производстве уголовного дела". А у кого в производстве они находятся и к кому следует обращаться с запросом, умалчивается. Ну, во-первых, понятно, что у самого прокурора в производстве материалы уголовного дела быть не могут. Во-вторых, коль законодатель не конкретизирует субъекта, у которого в производстве находится уголовное дело, то таковым может быть и орган дознания, и орган предварительного следствия. В органе дознания он с запросом обращается к начальнику органа дознания, а в органе предварительного следствия - к следователю (руководителю следственного органа, руководителю следственной группы), в производстве которого находится уголовное дело.

13. Законодатель в п.5.1 к.с. пишет об истребовании, а не о получении. Соответственно предполагается возможность обеспечения данного полномочия прокурора государственным принуждением. На сегодняшний день прокурор не только ждет исполнения органом предварительного следствия возложенной на него обязанности. Он вправе истребовать, причем не только копию, но и подлинник постановления об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела. Правда, средства, применяемые во имя истребования искомых постановлений, пока не изменились. Как в случае неисполнения органом предварительного расследования требований ч.4 ст. 148, ч.2 ст. 208, ч.1 ст. 213 УПК, так и в ситуации истребования, прокурор в состоянии лишь обращаться к органу предварительного следствия с письменным требованием (запросом). Согласно же ч.1 и 2 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вытекающие из полномочий прокурора требования подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

14. Оформлять факт истребования рекомендуется запросом со ссылкой на соответствующую статью УПК и на факт необходимости проверки законности и обоснованности принятого органом предварительного следствия решения. Однако возможны и любые иные письменные формы закрепления факта истребования. К таковым относятся:
1) протокол истребования;
2) постановление об истребовании;
3) иные формы истребования.

15. Причем в случае оформления протокола истребования при его составлении рекомендуется максимально использовать правовые положения, касающиеся производства (протоколирования) выемки.

16. Таким образом, у прокурора имеется право истребовать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия или о прекращении уголовного дела. Однако так и не появилось права истребовать у органа предварительного следствия материалы проверки заявления (сообщения) о преступлении для проверки законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела. Не вправе он и истребовать уголовное дело для проверки законности и обоснованности постановления о приостановлении предварительного следствия или о прекращении уголовного дела. Он по мотивированному письменному запросу вправе с материалами уголовного дела лишь ознакомиться (ч.2.1 к.с.). А где он будет с таковыми знакомиться, решать не ему, а следователю (руководителю следственного органа).

17. Итак, в статусе прокурора связанном с возможностью ознакомления с решением следователя и (или) руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела, мало что поменялось. Ход проверки названных решений также не претерпел изменений. Существенно усовершенствованы лишь полномочия прокурора, выявившего незаконность или необоснованность постановления об отказе в возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела.

18. В соответствии с ч.6 ст. 148 УПК "признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа". Ранее прокурор сам отменить такое постановление не имел права и мог лишь вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела.

19. Аналогично изменился и статус прокурора, признавшего постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия (прекращении уголовного дела) незаконным или необоснованным. Придя к выводу, что постановление органа предварительного следствия о приостановлении предварительного следствия (прекращении уголовного дела) незаконно и (или) необоснованно, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа (ч.1.1 ст. 211, ч.1 ст. 214 УПК).

20. Причем по делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

21. Ранее прокурор в искомой ситуации мог всего-навсего требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, то есть воспользоваться своим правомочием, предусмотренным п.3 ч.2 к.с.

22. Расширены полномочия прокурора и по определению органа предварительного расследования, которому следует осуществлять досудебное производство по факту совершения преступления либо в отношении конкретного лица. Ранее прокурор мог в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, передавать от одного органа (в системе одного органа предварительного расследования) лишь уголовное дело. Теперь это его право законодатель распространил и на материалы проверки заявления (сообщения) о преступлении. То же самое произошло и с правом прокурора изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи. По действующему закону прокурор может на тех же условиях изъять у органа предварительного расследования и материалы проверки заявления (сообщения) о преступлении и передать их следователю Следственного комитета РФ (п.12 ч.2 к.с.).

23. Небольшие пояснения к данному правовому положению. Под уголовным делом здесь понимается совокупность процессуальных документов и не являющихся документами доказательств, собранных (подшитых, пронумерованных, упакованных и т.п.) после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. 140 УПК повода для возбуждения уголовного дела, вместе с материалами предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении.

24. А под материалами проверки сообщения о преступлении - документы, собранные (полученные, принятые и т.п.) на первоначальной стадии уголовного процесса в целях выявления наличия (отсутствия) фактических оснований возбуждения либо отказа в возбуждении уголовного дела.

25. Таким образом, ранее анализируемое полномочие распространялось лишь на стадию предварительного расследования. Сейчас оно действует в ходе всего досудебного производства с момента принятия следователем (руководителем следственного органа) заявления (сообщения) о преступлении до этапа окончания предварительного следствия.

26. Применительно к институту соединения уголовных дел властные полномочия прокурора в большей степени распространяются на органы дознания. Прокурор принимает решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя. Именно ему отведено право принятия решения о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. 150 и 151 УПК разным органам дознания.

27. Решения прокурора, о которых идет речь в пп.11 и 12 ч.2 к.с., должны оформляться в виде постановления.

28. В уголовном процессе появился новый, аналогичный обвинительному акту процессуальный документ. Именно это обстоятельство потребовало от законодателя упомянуть его в тех статьях УПК, где ранее речь шла об обвинительном акте. Соответствующая правка внесена в п.п.14 и 15 ч.2 к.с., дублирующие предусмотренное п.1 и 2 ч.1 ст. 226.8 УПК право прокурора по окончанию дознания в сокращенной форме принять решение об утверждении обвинительного постановления или о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям ч.1 ст. 226.7 УПК, устанавливая для этого срок не более 2 суток. То же самое можно сказать и действующей редакции п.2 ч.4 ст. 47 УПК.

29. К иным полномочиям прокурора, о которых упоминается в п.16 ч.2 к.с., относятся, к примеру, следующие. Прокурор вправе отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела (п.5 ч.2 ст. 38 УПК), отменить указание нижестоящего прокурора (п.5 ч.2 ст. 38, ч.4 ст. 221 УПК), продлить срок дознания (чч.3, 4 и 5 ст. 223 УПК), возобновлять приостановленное дознание (ч.3.1 ст. 223 УПК) и др.

30. В случаях, указанных в ч.2 ст. 75 УПК, прокурор вправе признать доказательство недопустимым (ч.2 ст. 88 УПК).

31. В соответствии с ч.3 ст. 144 УПК РФ при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления и др.

32. Для дознавателя (начальника подразделения дознания) обязательны письменные указания как надзирающего прокурора, так и любого вышестоящего прокурора.

33. Обжалование дознавателем указаний прокурора никогда не приостанавливает их исполнения.

34. О значении понятия "процессуальное действие" см. комментарий ст. 49 УПК.

35. См. также комментарий ст. 5, 21, 38, 39, 66, 144, 148, 149, 223 УПК.

Консультации юристов по ст. 37 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 37 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.