Статья 21 УПК РФ. Обязанность осуществления уголовного преследования

Текст статьи

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего .

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами .

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве .

Комментарий к статье 21 УПК РФ

1. Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, одновременно возложив на государство обязанность по их признанию, соблюдению и защите (ст. 2). Также Конституция РФ в ч. 1 ст. 46 гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод.

Данные нормы конкретизируют содержащееся в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. право каждого на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

2. Часть 1 комментируемой статьи гласит, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель.

Поскольку к стороне обвинения относятся и руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, их также следует причислять к должностным лицам уголовного судопроизводства, осуществляющим уголовное преследование.

3. Уголовным преследованием в соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Основаниями уголовного преследования как вида государственной деятельности являются: а) возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица; б) задержание подозреваемого; в) применение к лицу меры пресечения до предъявления обвинения; г) письменное уведомление лица о подозрении в совершении преступления (имеет место в ходе дознания); д) вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого (если лицо ранее не признавалось подозреваемым).

4. Хотя вышеуказанные должностные лица осуществляют уголовное преследование, это не означает, что они в своей деятельности не должны обеспечивать права и законные интересы лиц, вовлеченных в производство по уголовным делам. Более того, деятельность прокурора, следователя и дознавателя в полной мере подчинена назначению уголовного судопроизводства, состоящего в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).

5. Полномочия должностных лиц уголовного судопроизводства по осуществлению уголовного преследования закреплены в следующих статьях УПК РФ: прокурора – в ст. 37, следователя – в ст. 38, руководителя следственного органа – в ст. 39, начальника подразделения дознания – в ст. 40.1, начальника органа дознания – в ст. 40.2, дознавателя – в ст. 41.

6. В ч. 1 комментируемой статьи законодатель особо подчеркнул руководящую роль прокурора в осуществлении уголовного преследования, указав в перечне должностных лиц, что этой деятельностью занимается «прокурор, а также…». Это в полной мере соответствует действительному содержанию статуса прокурора как лица, осуществляющего от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

7. Согласно ч. 2 комментируемой статьи в каждом случае обнаружения признаков преступления органы и должностные лица уголовного судопроизводства, осуществляющие уголовное преследование, обязаны принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, а также по изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.

8. Следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, орган дознания, действуя в пределах своей компетенции, обязаны во всяком случае обнаружения признаков преступления незамедлительно возбудить уголовное дело, произвести предварительное расследование и направить уголовное дело в суд для его рассмотрения и разрешения. Выполнение таких действий они не должны ставить в какую-либо зависимость от мнения заинтересованных в исходе уголовного дела лиц. В случаях, когда позиция, занятая должностным лицом, не нашла своего подтверждения, оно обязано изменить отношение к существу дела и вынести соответствующее решение.

9. При производстве по уголовному делу на сторону обвинения наряду с задачей изобличения лица, совершившего преступление, возложена обязанность определения действительной степени тяжести деяния и создания предпосылок для справедливого судебного разбирательства.

10. Дознаватель, следователь, прокурор и суд, осуществляя доказывание по уголовному делу, обязаны принимать в установленном законом порядке все зависящие от них меры к тому, чтобы были получены доказательства, подтверждающие как виновность, так и невиновность лица в совершении инкриминируемого ему деяния.

11. Если суд в процессе рассмотрения уголовного дела приходит к выводу о наличии сведений, свидетельствующих о признаках преступления, он должен, воздерживаясь от утверждений о достаточности оснований подозревать конкретное лицо в совершении этого преступления и от формулирования обвинения, направлять соответствующие материалы для проверки поводов и установления оснований в органы, которые осуществляют уголовное преследование.

12. В ч. 3 комментируемой статьи закреплено право руководителя следственного органа, следователя, а также с согласия прокурора дознавателя осуществлять уголовное преследование независимо от мнения потерпевшего в тех случаях, когда уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, которое указано в ч. 2–3 ст. 20 УПК РФ. В этом случае следователь и дознаватель обладают несколько различными полномочиями: следователь сам возбуждает уголовное дело, а решение дознавателя должно быть согласовано с прокурором.

13. В соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ указанные должностные лица вправе возбуждать уголовные дела частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии жалобы потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

14. Согласно ч. 4 комментируемой статьи требования, поручения и запросы органов и должностных лиц, осуществляющих от имени государства уголовное преследование, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Требования могут излагаться как в письменной, так и в устной форме (например, требование о предоставлении документации, требование об оказании содействия при производстве процессуальных действий и т.п.). Поручения даются в тех случаях, когда соответствующие лица наделены возможностью производства определенных проверочных действий (например, поручение о производстве документальных проверок или ревизий). Запросы направляются с целью получения справочной информации (например, сведений о расписании поездов, о режиме работы учреждения, о наличии или отсутствии на работе определенных лиц в тот либо иной день и т.п.). Запросы оформляются письменно с соблюдением правил делового документооборота.

Требования, поручения и запросы могут направляться юридическим лицам независимо от формы их собственности, а также организационно-структурных особенностей.

Как указано в комментируемой норме, подобные обращения должностные лица уголовного судопроизводства могут направлять лишь в пределах их полномочий, установленных УПК РФ. Кроме того, они не должны нарушать положения Конституции РФ, а также требования иных законов.

15. Результаты исполнения требований, поручений и запросов используются при производстве по уголовным делам в качестве таких видов доказательств, как «иные документы» (п. 6 ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ).

Другой комментарий к ст. 21 УПК РФ

1. Закрепленный в к.с. принцип публичности пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностных лиц), осуществляющие уголовный процесс, за исключением суда и судьи.

________________
См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И.П.Смирновой и запросом Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 года N 1-П // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 5. - Ст.611.

2. На стадии возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель и др.) обязан принять, рассмотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступлении. После возбуждения уголовного дела по не подследственному им преступлению он должен произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное расследование.

________________
Исключением из этого правила признаются случаи, когда законодатель право проведения проверки по заявлению (сообщению) о преступлении и возбуждения уголовного дела в отношении конкретного должностного лица предоставил строго определенному органу предварительного расследования. Например, согласно требованиям ч.1 ст. 29 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" следователи органов внутренних дел не могут проводить проверку сообщений о фактах правонарушения, совершенного сотрудником Следственного комитета РФ преступлении, возбуждать против них уголовного дела (за исключением случаев, когда такой сотрудник застигнут при совершении преступления), производить расследование.

3. Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК законодателем ограничена определенной категорией происшествий. Соответствующие органы дознания, начальники органа дознания, начальники подразделений дознания и дознаватели не вправе возбуждать уголовное дело, им не подведомственное. К примеру, командир воинской части не может возбудить уголовное дело о происшествии, которое не было совершено, во-первых, подчиненным ему военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (лицом гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением им своих служебных обязанностей), а во-вторых, в расположении воинской части.

4. В случае поступления в какой-либо орган дознания заявления (сообщения) о не подведомственном ему преступлении дознаватель принимает заявление (сообщение) (ст. 141, 144 УПК), регистрирует его и направляет "по подследственности". В этом случае он обязан принять меры к сохранению следов преступления.

5. От имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения уголовное преследование могут осуществлять не только прокурор, следователь, дознаватель, но и:
- орган дознания (пп.11, 24 ст. 5, ч.2 ст. 21 и др. статьи УПК);
- руководитель и члены следственной группы (ст. 163 УПК);
- руководитель следственного органа (пп.47, 55 ст. 5, 39 УПК);
- начальник органа дознания (чч.3 и 4 ст. 41, 225 УПК);
- начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК);
- руководитель группы дознавателей (ст. 223.2 УПК).

6. Следователь (дознаватель и др.) не только вправе, но и обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование. Возложение на него законодателем такой обязанности является одной из гарантий обязательности осуществления уголовного преследования по большинству составов преступлений. Наличие рассматриваемой обязанности отличает его от других субъектов, наделенных полномочием реализовать уголовное преследование, а именно: от частного обвинителя, потерпевшего, его законного представителя и представителя, гражданского истца и его представителя.

7. Согласно содержанию положений, закрепленных в к.с., во время производства предварительного расследования следователь (дознаватель и др.) должен с учетом требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию.

8. Исключениями из принципа публичности являются положения ст. 23, 25 УПК, порядок разрешения заявлений о преступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК, а также рассмотрения дел частного (частно-публичного) обвинения (см. также комментарий к ст. 20, 23, 25 УПК).

9. Согласно ч.4 к.с. требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

10. Так же как и в предыдущих частях к.с., в ч.4 закреплена идея, которая должна распространяться не только на указанных в ней лиц, но и на требования, поручения и запросы руководителя и члена следственной группы (группы дознавателей), начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

11. В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства указанных требований, поручений или запросов на нарушителей может быть наложено денежное взыскание в размере до 2500 руб. в порядке, установленном ст. 118 УПК (ст. 117 УПК).

12. Неисполнение законных требований может повлечь и иные формы ответственности. Так, вызванный следователем (дознавателем и др.), но не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут принудительному приводу органом дознания (органом внутренних дел) на основании постановления должностного лица, в чьем производстве находится уголовное дело, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой из общего арсенала таких мер. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего производство по делу, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний; уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования; за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, за осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест).

________________
См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу… - С.35.

13. В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя (ст. 17.7 КоАП РФ с комментариями).

14. Требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах их процессуальных полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, вне зависимости, какую предусмотренную УПК цель они преследуют. Включение данного требования в статью, именуемую "Обязательность осуществления уголовного преследования", не должно расцениваться как то, что эти требования, поручения и запросы могут быть использованы только в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Они могут (и должны) быть использованы в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Об этом прямо не сказано в к.с., но такой вывод можно сделать исходя из закрепленного в ст. 6 УПК назначения уголовного судопроизводства.

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу... - М.: Экзамен 201, 2002. - С.64-65.

15. Под прокурором в ч.5 к.с. понимается прокурор, надзирающий за соблюдением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

16. Прокурору ч.5 к.с. предоставлена не просто возможность заключать досудебное соглашение о сотрудничестве. Законодатель разместил данное его право не в статье 37 УПК РФ, регламентирующей статус прокурора, а в ст. 21 УПК, где объединены правовые положения, касающиеся обязанности осуществления уголовного преследования. Соответственно ч.5 этой статьи указывает не столько на расширение статуса прокурора, сколько по иному представляет его обязанность по уголовному преследованию от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения.

17. В то же время законодатель еще раз акцентирует внимание правоприменителя на то обстоятельство, что досудебное соглашение о сотрудничестве не может быть заключено, пока не вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, и что такое соглашение может быть заключено лишь с подозреваемым или обвиняемым.

18. Здесь ничего не сказано о защитнике подозреваемого (обвиняемого). Думается, это не упущение законодателя, а его принципиальный подход. Прокурор заключает досудебное соглашение о сотрудничестве не с защитником, а с его подзащитным. Роль защитника - обеспечить соблюдение законных прав и интересов подозреваемого (обвиняемого) при заключении искомого соглашения. Именно поэтому законодатель требует в ст. 317.3 УПК составлять досудебное соглашение о сотрудничестве с участием защитника, который таковое подписывает вместе со своим подзащитным.

19. См. также комментарий ст. 5, 39, 73, 144, 157, 317.3 УПК.

________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. бязанность осуществления уголовного преследования. Комментарий к статье 21 УПК. - [Электронный ресурс]. - М., 2002.

Консультации юристов по ст. 21 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 21 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.