Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности

Текст статьи

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи .

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом .

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы .

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость .

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса .

Комментарий к статье 114 УПК РФ

1. В комментируемой статье закреплена процедура применения меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности. Данная мера состоит в том, что лицо, которое имеет статус подозреваемого или обвиняемого и одновременно является должностным лицом, отстраняется от занимаемой им должности. Цель отстранения от должности – воспрепятствовать лицу, которое имеет возможность, используя свое должностное положение, воспрепятствовать производству по уголовному делу.

2. Возможность применения данной меры процессуального принуждения зависит от того, является подозреваемый или обвиняемый должностным лицом либо нет. В этом плане представляется возможным обратиться к содержанию постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

3. В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

4. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

5. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

6. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Например, полномочия по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, по приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии.

7. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

8. Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

9. Не являются должностными лицами работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

10. В комментируемой статье отстранение от должности именуется временным, так как лицо лишь на определенный срок утрачивает возможность выполнять свои должностные обязанности. В это время его нельзя увольнять (за исключением случаев увольнения по соглашению сторон), а также принимать на его должность иных лиц на постоянной основе.

11. Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают определенную последовательность применения данной меры принуждения: 1) следователь или дознаватель выносит ходатайство; 2) данное ходатайство подлежит согласованию (следователь получает согласие руководителя следственного органа, дознаватель – прокурора); 3) судья принимает решение о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

12. Временное отстранение от должности во всяком случае может иметь место только при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, оставаясь на занимаемой им должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Отсутствие непосредственно установленных в ч. 1 и 2 ст. 114 УПК РФ конкретных оснований для возбуждения ходатайства о временном отстранении от должности подозреваемого или обвиняемого, а также для принятия судебного решения по данному ходатайству само по себе не предполагает произвольного применения этой меры процессуального принуждения. Гарантиями законности и обоснованности ее применения служат судебный порядок принятия соответствующего решения, позволяющий подозреваемому, обвиняемому, его защитнику в ходе судебного заседания высказать свою позицию по существу рассматриваемого вопроса, а также возможность обжалования такого решения, равно как и необходимость получения следователем согласия руководителя следственного органа, а дознавателем — согласия прокурора для направления в суд ходатайства о временном отстранении от должности.

13. Отстранение от должности может быть применено при наличии оснований полагать, что подозреваемый (обвиняемый), используя свое должностное положение, может: 1) продолжать заниматься преступной деятельностью; 2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем: а) воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе; б) фальсификации и уничтожения доказательств; 3) препятствовать надлежащему исполнению приговора.

14. Решение принимается единолично судьей районного суда по месту производства предварительного расследования (ст. 152 УПК РФ). Соответствующее полномочие суда закреплено в п. 10 ч. 2 ст. 29 Кодекса.

15. По общему правилу, установленному в ч. 3 комментируемой статьи, постановление направляется по месту работы отстраненного от должности. Если подозреваемый или обвиняемый является руководителем юридического лица, то документ направляется вышестоящему руководителю.

Данное постановление является обязательным для исполнения всеми органами и должностными лицами, которым оно было направлено. В случае, когда лицо вопреки принятому судебному решению продолжает выполнять свои полномочия, его действия и решения являются неправомерными.

16. В ч. 5 комментируемой статьи изложена процедура временного отстранения от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которое было привлечено в качестве обвиняемого и которому было предъявлено обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. С этой целью Генеральный прокурор РФ должен направить Президенту РФ соответствующее представление, а тот в течение 48 часов с момента поступления документа должен принять по нему решение о временном отстранении лица от должности или об отказе в этом. Таким образом, в отношении указанной категории лиц решение об их отстранении от должности принимает не суд, а Президент РФ – глава государства и руководитель исполнительной ветви власти.

17. Согласно ч. 6 комментируемой статьи временно отстраненное от должности лицо имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. В данном пункте указывается, что в число процессуальных издержек помимо прочих расходов входит ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации.

18. Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Решение об отстранении от должности, принятое в ходе досудебного производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Однако обжалование действие данной меры принуждения не приостанавливает.

Несмотря на то что в законе подчеркивается временный характер отстранения от должности, срок применения этой меры принуждения не указан. Временность данной меры означает, что решение об отстранении от должности не является окончательным, оно действует в период предварительного расследования, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).

19. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется, как только в применении этой меры исчезает необходимость. Это может происходить в двух случаях: во-первых, когда лицо сменило место работы, и, во-вторых, когда при производстве по уголовному делу была собрана достаточная совокупность доказательств, что позволяет принять суду по уголовному делу законное, обоснованное и справедливое решение.

20. При завершении производства по уголовному делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности. В случае прекращения уголовного дела эта мера принуждения отменяется в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 213 УПК РФ. Если уголовное дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, то у лица, к которому она была применена, в соответствии с ч. 3 ст. 133 УПК РФ возникает право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности, и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

21. Временное отстранение от должности не является наказанием лица за совершенное им деяние. Но если лицо было отстранено от должности, то суд в случае признания его виновным вправе назначить в качестве и основного, и дополнительного наказания лишение права занимать эту должность. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 УПК РФ осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Другой комментарий к ст. 114 УПК РФ

1. Возбуждение перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности не обязанность, а право следователя (дознавателя и др.).

2. О временном отстранении от должности должно выноситься постановление судьи.

3. Постановление должно быть мотивированным. Это означает, что необходимость принятия этого решения должна не только быть подтверждена содержащимися в деле доказательствами, но и на наличие таковых должно быть указано в самом постановлении.

4. Постановление об отмене отстранения от должности направляется тому же должностному лицу, которому в свое время было отправлено постановление об отстранении от должности.

5. См. также комментарий ст. 109 УПК.

Консультации юристов по ст. 114 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 114 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.