Статья 104 УПК РФ. Наблюдение командования воинской части

Текст статьи

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Комментарий к статье 104 УПК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает порядок избрания меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Данная мера пресечения может быть применена в отношении лиц, находящихся на действительной воинской службе, или военнообязанных в период их нахождения на военных сборах.

2. Производство по уголовным делам в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, могут осуществлять: 1) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, действующие как орган дознания (п. 3 ч. 1 ст. 40); 2) следователи военных следственных управлений, военных следственных отделов Следственного комитета РФ (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151); 3) военные суды (ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ).

3. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к лицам, имеющим данный статус, относятся: 1) офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; 2) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ; 3) сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службы по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

На граждан, призванных на военные сборы, также распространяется статус военнослужащих.

4. Наблюдение командования воинской части в качестве меры пресечения может избираться независимо от того, какой вид службы – срочную или по контракту – проходит лицо, а также независимо от имеющегося у него воинского звания.

5. Лицо, к которому применена мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, не вправе покидать ее территорию, ему не предоставляется увольнение из расположения воинской части, оно не назначается в наряды, связанные с ношением оружия, и т.п.

6. Постоянное наблюдение за лицом поручается военнослужащим, входящим в состав суточного наряда. Сменяясь по окончании наряда, дежурный по подразделению передает наблюдение за военнослужащим вновь заступающему суточному наряду. Также наблюдение за военнослужащим осуществляет дежурный по воинской части, в связи с чем подозреваемому (обвиняемому) может быть предписано самостоятельно или в сопровождении военнослужащего из числа суточного наряда являться к данному лицу.

С другой стороны, запрещено помещать военнослужащего, в отношении которого избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, в запираемые помещения. Это по сути является несанкционированным заключением лица под стражу, что категорически недопустимо.

7. Лицо, в отношении которого избрана данная мера пресечения, с целью наблюдения за ним не может помещаться на гауптвахту. Исключение составляют случаи, когда военнослужащий совершил дисциплинарный проступок, не связанный с расследуемым в отношении него уголовным делом. Однако и при этом помещение лица на гауптвахту в дисциплинарном порядке следует согласовывать с органом или должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

8. Лицо должно предоставить письменное согласие с избираемой в отношении него мерой пресечения. При отсутствии такового к нему может быть избрана иная мера пресечения из числа предусмотренных гл. 13 УПК РФ.

9. Постановление об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части составляется по общим правилам. В нем в числе прочих сведений указывается существо подозрения или обвинения, а также перечень обязанностей командования по исполнению данной меры пресечения.

10. Если лицо, в отношении которого была применена мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, совершит действия, указанные в п. 2 и 3 ст. 102 УПК РФ, то командование немедленно сообщает об этом в орган, который избрал данную меру пресечения. Затем в отношении военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы, принимается решение об изменении меры пресечения на иную, более строгую (ст. 110 УПК РФ).

Другой комментарий к ст. 104 УПК РФ

1. Для избрания данной меры пресечения согласия прокурора не требуется.

2. Постановление об избирании этой меры пресечения объявляется соответствующему начальнику, который об установлении наблюдения доносит рапортом командиру части, справка этого начальника об установлении наблюдения приобщается к уголовному делу.

3. Обвиняемому (подозреваемому) должна быть вручена копия постановления об избрании данной меры пресечения.

4. Военнослужащие, в отношении которых применена указанная мера пресечения, лишаются на это время права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды.

________________
См.: Инструкция органам дознания Вооруженных сил и иных воинских формирований РФ: Утверждена главным военным прокурором РФ 1 августа 1994 года.

5. В соответствии с п.11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" если в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части или заключения под стражу с содержанием на гауптвахте, он не подлежит исключению из списков личного состава в день истечения срока военной службы. Это мера обеспечительного характера, обусловленная проведением в отношении этого военнослужащего предварительного расследования, которая может иметь место только на основании УПК.

6. При избрании в отношении военнослужащих, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, таких уголовно-процессуальных мер пресечения, как наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте, отказ командира (начальника) воинской части в исключении военнослужащих из списков личного состава воинской части в день истечения срока их военной службы не может рассматриваться как ограничение прав военнослужащих и нарушение закона.

________________
См.: О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 // Рос.газета. - 2014. 4 июня.

7. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащими, о которых идет речь в к.с., являются:
________________
См.: Собр. законодательства РФ. - 1998. - N 22. - Ст.2331.

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

8. Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Консультации юристов по ст. 104 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 104 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.