Статья 101. Постановление и определение об избрании меры пресечения

1. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд - определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения .

2. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.

3. Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный статьями 123 - 127 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 101 УПК РФ

1. Постановление (определение) об избирании меры пресечения - это основание реализации меры пресечения.

2. На практике постановления дознавателя утверждаются руководителем учреждения, наделенного правами органа дознания, хотя это ведомственное, а не уголовно-процессуальное требование. Поэтому когда речь идет об "органе дознания - учреждении", к примеру, об органе внутренних дел, подпись дознавателя на соответствующем постановлении имеет процессуальное значение. Если же дознавателю его полномочия лишь делегированы "органом дознания - должностным лицом", к примеру, командиром воинской части, постановление об избрании меры пресечения приобретет процессуальный смысл только после подписания его соответствующим руководителем. В первом случае каждый работник, на которого возложено осуществление функций учреждения (органа дознания), уполномочен на вынесение постановления. Во втором - лишь конкретный руководитель, а не все учреждение, назван законодателем (ст. 40 УПК) органом дознания (ст. 41 УПК). Это значит, что только его подпись имеет процессуальное значение.

3. В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения (фамилия, имя, отчество, дата рождения), преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать дату (число, месяц, год) и место его составления; должностное положение, звание (классный чин), фамилию и инициалы лица, принимающего решение о мере пресечения; статьи УПК, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.

4. Важнейшей частью постановления является его мотивировка. В этой части кратко, но конкретно излагаются фактические основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых она применяется.

5. Помимо вынесения постановления, при избрании некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.) либо делается сообщение командованию воинской части. Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указание участковому уполномоченному полиции об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, в производстве которого находится производство по уголовному делу, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

6. Следователь (дознаватель и др.) не вправе самостоятельно избрать такие меры пресечения, как заключение под стражу, домашний арест, залог (п.1 ч.2 ст. 29 УПК). Следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора уполномочены лишь на вынесение постановления о возбуждение перед судом ходатайства об избрании указанной меры пресечения, вводная и описательно-мотивировочная часть которого составляется по тем же требованиям, что и постановление об избрании меры пресечения.

7. Специфична описательно-мотивировочная часть постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В ней должно быть отражено обоснование невозможности избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого иной, более мягкой, чем заключение под стражу, меры пресечения.

8. В резолютивной части данного постановления содержится существо заявленного ходатайства. Особенностью данного постановления является также то обстоятельство, что анкетные данные лица, в отношении которого оно выносится, излагаются более подробно. Помимо фамилии, ими, отчества, даты рождения подозреваемого или обвиняемого здесь должно быть указано его место рождения, гражданство, место жительства и судимость.

9. Аналогична форма постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения по стражу.

10. Предоставление суду исключительных возможностей заключать подозреваемого или обвиняемого под стражу служит важной гарантией законности и обоснованности применения указанных мер пресечения, существенно затрагивающих интересы личности.

11. Копия постановления или определения об избрании меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, немедленно. Это правило действует во всех без исключения случаях, какая бы мера пресечения не избиралась, если, конечно, обвиняемый не скрывается от следователя (дознавателя и др.), суда. Копия постановления (определения) об избрании меры пресечения передается обвиняемому (подозреваемому) сразу после его оглашения.

12. Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под стражу соответствующее постановление (определение) направляется для исполнения вместе с арестованным администрации места предварительного заключения.

13. См. также комментарий ст. 123-127, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 101 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 101 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.